Мы живем в то время, когда бородатая женщина на сцене вызывает больше резонанса, чем просто красивая женщина; когда гомосексуальные браки узаконены, а законопроект о разрешении браков между кровными родственниками обсуждается на политическом уровне. Сегодня культура принимает и нормирует то, что раньше считалось патологией и девиацией. В этом смысле современного человека удивить сложно. Возможно поэтому в фокус нашего внимания чаще попадают шокирующие крайности. Изменения, затрагивающие гетеросексуальные отношения, традиционные ценности и нормы, не вызывают массового интереса. Но тем не менее эти ценности и нормы очень сильно меняются и отражают изменение личности человека. Активный перебор сексуальных партнеров (неограниченное сексуальное поведение, промискуитет) является одним из феноменов современной культуры отношений.

Неограниченное сексуальное поведение характеризуется частой сменой половых партнеров, ранним началом сексуальной жизни, большим количеством партнеров по сексу. Такое поведение называют промискуитетом, когда у человека бывает 5 и более сексуальных партнеров за год. Культура неограниченного сексуального поведения имеет древнейшие корни. Известный исследователь сексуальности Игорь Кон подробно анализирует половую жизнь языческих племен, показывая, что все разнообразие форм сексуального поведения – от полностью запретных до полностью раскрепощенных в плане секса — существовало уже в архаическом мире. Развитие сексуальной неограниченности связано с «оргаистическими» (от слова «оргия») культурами Древней Греции и Древнего Рима, когда сексуальность — и в том числе гомосексуальность —  провозглашалась нормой и даже поэтизировалась; с «сексуальной революцией», которая плавно перетекает в современную культуру так называемой «посторгаистики», в которой мы живем. Особенность нашей культуры в том, что все запреты были сняты, и спустя некоторое время вседозволенность, вытеснив из секса эмоциональную составляющую, сменилась пресыщением.Наше время с точки зрения сексуального поведения характеризуется полным принятием всех норм сексуальной неограниченности.

Обозначим ее несколькими штрихами. Очень диагностично именно для «посторгаистической» культуры появление «героини времени» — проститутки. Жительница Лондона Бель де Жур совмещала написание диссертации по медицине, продажу себя за деньги и написание блога о своих занятиях как об увлекательном и прибыльном деле. В результате она стала знаменитой, получила престижную премию, а ее мемуары были признаны бестселлером. Психологи и психотерапевты отмечают и другие особенности современной культуры межполовых отношений. Например, восприятие любви как проекта, который имеет свое начало и завершение, и который неминуемо будет «закрыт». Выдвигают гипотезу о том, что проектная философия пришла в отношения из бизнес-культуры. Близкой является описанная в психологической литературе тенденция разделения эмоциональной и сексуальной составляющей отношений (о «проектности» очень ярко в романе «Духless» написал Сергей Минаев; об «отчуждении» эмоций из секса рассказано в фильме «Стыд»). Неограниченное сексуальное поведение поддерживается виртуальной культурой: сегодня можно подыскать себе сексуального партнера, не выходя из дома, в свободном доступе тысячи анкет ищущих «отношений» (а по сути сексуальных контактов) людей; электронные ресурсы, полностью посвященные подбору подходящего полового партнера, пользуются большой популярностью. С культурой неограниченного сексуального поведения тесно связано разрушение института брака и семьи. В западных странах все больше пожилых людей доживают свой век в одиночестве. Статистические данные показывают высокий рост количества разводов.

С девяностых годов прошлого века начались массовые кросс-культурные исследования феномена сексуальной неограниченности в науке. Одно из самых массовых охватило 17000  человек из 56 стран. Американские ученые рассмотрели сексуальное поведение как социально-сексуальную стратегию, показали новую статистическую норму и феномен культуры. Интересно, что Россия не была включена в эту огромную выборку. Долгое время феномен неограниченного сексуального поведения оставался явлением в нашей стране не исследованным. Хотя косвенных фактов в подтверждение того, что мы двигаемся в традиции современной западной сексуальной культуры, было множество.

В этом году были впервые получены данные на российской выборке, которые показали, что среди обследованных (500 человек в возрасте от 18 до 55 лет, набранных по случайному принципу через социальные сети) около 20 процентов выбирают промискуитет как социально-сексуальную стратегию построения отношений – то есть имеют 5 и более сексуальных партнеров в год. 
Мужчины более неограниченны в своем сексуальном поведении, чем женщины (это проявляется и в количестве партнеров, и в убеждениях о нормальности секса «на один раз» и «без отношений», и в фантазиях о сексе). Было также показано, что с возрастом сексуальная активность растет – то есть перебор сексуальных партнеров является не стратегией «поиска подходящего», а скорее осознанным выбором, который с возрастом только закрепляется. 

Было установлено, что русскоговорящие люди превосходят в своем неограниченном поведении немцев. Россияне имеют больше сексуальных партнеров в среднем, тогда как немцы в большей степени, нежели русские, склонны к фантазированию и одобрению неограниченного секса, но по сути в поведении являются более сдержанными.
В среднем на одного человека приходится 2-3 сексуальных партнера в год, с отклонением до 4-5 партнеров на верхней границе нормы. Эти цифры показывают: на сегодняшний день говорить о промискуитете как о девиации больше не уместно. 

Но возникает целый ряд вопросов о том, что стоит за массовым выбором неограниченного сексуального поведения. Почему в современной культуре становится нормой разделять свою интимность с большим количеством партнеров? Является ли этот способ осознанным выбором, сулящим определенные преимущества? Либо это вынужденный и единственно доступный способ достижения близости, заменяющий глубокую привязанность, семью? Ответить на эти вопросы может новое исследование, сравнивающие семейные ценности и ресурсы с ресурсами и ценностями тех, кто вступает в множественные сексуальные отношения.

     Исследование Кониной М.А., Холмогоровой А.Б.

Комментарии

Для того что бы оставлять комментарии вам нужно авторизироваться или зарегестрироватся!