Художник Константин Малютин рисует солнцем. Это не метафора: его работы из коллекции Scribens trabem (в переводе с латыни — письмо лучом) в буквальном смысле созданы солнечными лучами.

В ясную погоду Константин с помощью обычной лупы прожигает замысловатые узоры в картоне.

Такие картины с солярными знаками, утверждает художник, — способ «законсервировать» солнечные лучи, чтобы в пасмурную погоду заряжаться теплом и энергией.

«Мне кажется, в каждой картине, как на своеобразной перфокарте, записана информация о солнце, которым она была нарисована: о погоде, о настроении, — говорит Константин. — Я вообще уверен, что каждое такое изображение — живое, ведь солнце — источник жизни. Естественно, и картины несут в себе этот заряд, завораживают каждого, кто их видит».

Оторвать взгляд от работ художника и правда сложно. Каждая картина состоит из сотен мельчайших отверстий. Впечатление усиливает подсветка — по замыслу автора, оформлять солнечные картины нужно непременно «живым» светом, поэтому он использует только лампы накаливания. Если рассматривать рисунки долго, кажется, что солнечные точки оживают, начинают кружиться в хороводах, и трудно не поддаться обаянию этого завораживающего танца. «Вся эта серия — в некотором роде шаманство», — говорит художник. И с ним трудно спорить.

Идея рисовать солнечными лучами — родом из детства. «Все мы когда-то выжигали лупой узоры на партах и скамейках в городских пар-ках, — вспоминает Константин. — Но сейчас я к этому методу вернулся, честно говоря, вынужденно: быть художником в наше время очень затратно, а для солнечных картин много ли нужно?» В самом деле, каждая работа — упаковочный картон, закрепленный на подрамнике, и узоры, для которых не нужны ни краски, ни кисти, — только долгая кропотливая работа. Прежде чем взять в руки лупу, художник рисует на картоне эскиз будущего рисунка — вариацию на тему солярных знаков. Затем отправляется в парк или устанавливает мольберт на подоконнике городской квартиры (даже зимой в комнате много солнца), берет в руки лупу и прожигает на картоне отверстия диаметром 1,5-2 мм. По ходу работы рисунки могут меняться, обрастать новыми деталями. Некоторые картины удается закончить за день, но иногда процесс растягивается на долгие недели. «Бывает, начнешь работать, а солнце прячется за облаками — и приходится в буквальном смысле ждать погоды», — рассказывает художник. Летом, когда солнечный свет наиболее интенсивен, работа, конечно, идет быстрее, но тут важно не зазеваться, иначе бумага может воспламениться. Зимой тоже можно поймать луч, но солнце почти не греет, каждое отверстие приходится прожигать по полторы-две минуты. Впрочем, такими трудностями Константина не испугать: у меня, говорит он, рука твердая — в молодости работал на комбинате монументально-декоративного искусства, в свободное время выжигал узоры на листах металла. Он и сейчас, освоив работу с податливым картоном, задумывается о том, чтобы тот же метод распространить на другие материалы. «Можно использовать солнце как резец, выжигая, например, скульптуры из дерева. Я собираюсь развивать эту тему, но придется обзавестись другими линзами. Это сейчас мне хватает обычных увеличительных стекол, а если делать скульптуры из дерева, понадобится просветленная оптика, довольно мощная».

Пока единственный помимо картона материал, задействованный в проекте Scribens trabem, — ткань. Используя трафарет, созданный при помощи все тех же лупы, картона и солнечных лучей, художник наносит рисунок на футболки. Подумывает о том, чтобы такие же рисунки печатать на сумках — тогда солнечный заряд можно будет носить с собой.

Рисовать с помощью солнечных лучей Константин Малютин начал недавно — весной 2013-го. На вопрос, какие еще материалы использует в творчестве, без тени улыбки отвечает: «Да все что под руку попадется». Рассказывает, что рисовал, например, даже на деках от старых пианино — получились отличные картинки для винных погребов. Многие свои картины он задумывает как детали интерьера — десятилетний опыт проектирования таких объектов наложил свой отпечаток. Собственно, рассказывая и о «солнечных» картинах, Константин непременно добавляет, как здорово они будут смотреться практически в любом интерьере. И с этим не поспоришь.

Сейчас художник готовится к выставке — презентации проекта Scribens trabem. Есть договоренность с выставочной площадкой, и даже нашлись спонсоры, оплатившие техническое оснащение (оборудование, подсветку). «Так вышло, что помочь мне вызвались врачи-горноспасатели из Казахстана, — рассказывает Константин, — хотя я обращался за поддержкой в более подходящие организации — к банкирам, например. Получается, что этот проект привлекает таких, знаете, в хорошем смысле «настоящих» людей. Впрочем, чему тут удивляться, ведь в нем все живое, настоящее, все материалы — экологические, созданные самой природой. Наверное, так и должно быть».

 

Комментарии

Для того что бы оставлять комментарии вам нужно авторизироваться или зарегестрироватся!
Аватар пользователя Constantine Malyutin
04.04.2015 / 1:37
Спасибо за публикацию!
Аватар пользователя Constantine Malyutin
04.08.2015 / 16:37
https://www.facebook.com/events/125802864428100/?ref=22&action_history=null&source=22
Аватар пользователя Constantine Malyutin
11.08.2015 / 15:36
http://www.afisha.ru/exhibition/106242/