Многие праздники пришли к нам из глубокой древности. Народ умел работать, умел и отдыхать. Следуя правилу «делу — время, потехе — час», отдыхали и развлекались в праздничные дни. Праздники были в основном религиозные. Самые древние из них, языческие, имели славянское происхождение и были связаны с земледельческим календарём. Остальные праздники - христианские. 

Например, Новый год — праздник языческий, а Рождество — христианский. 

До XVIII в. Новый год отмечали 1 сентября (в августе собирали урожай, и начинался новый земледельческий год). Царь Пётр 1 в начале XVIII в. издал указ о праздновании Нового года 1 января, как и в других Европейских странах. И с тех пор мы празднуем Новый год именно в это время. 

Языческий и христианский праздники встали рядом, поэтому обряды, посвящённые их празднованию переплелись. 

На зиму приходился шумный и весёлый праздник — Рождество Христово со святками. 

Святки (или святые вечера) устраивали в конце декабря — начале января.  В эти дни детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Остановившись под окнами чьей-нибудь избы, ребятишки пели особые рождественские песенки — колядки. Содержание их было традиционным — пожелание хозяину, его дому и семье благополучия и процветания:

* * *

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём

И богатством;

И создай вам, Господи,

Ещё лучше того! 

(осьмина — старая мера сыпучих тел, равная ста литрам) 

* * *

Пришла коляда

Вперёд Рождества,

Вперёд Масленицы.

Зашла коляда 

К вам во двор,

У вас на дворе

Стоит тын железной,

А у этого тына

Вереюшки точёные,

Столбы золочёные,

Дай вам, Господи,

Скота, живота,

Корову с телёночком,

Овцу с ягнёночком,

Лошадь с жеребёночком, 

Свинью с поросёночком.

* * *

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка, 

Горох, чечевичка!

На поле — копнами,

На столе — пирогами!

С Новым годом,

С новым счастьем, хозяюшка!

За коляду полагалось вознаграждение — что-нибудь вкусненькое. Среди колядовщиков  имелся даже специальный носитель мешка для подарков. После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства. Если хозяйка жадничала, то колядовщики напоминали ей:

* * *

Хозяюшка,

Открывай сундучок,

Доставай пятачок!

Открывай коробейки,

Доставай копейки!

Подавай пирога!

А не дашь пирога — так  намнём бока!

В рождественские дни дети занимались также славлением. Они носили с собой вертеп — небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова — и в песнях славили имя Господа. 

Молодёжь на святки устраивала гадания и игры ряженых — небольшие театрализованные представления с переодеванием. До сих пор в Новогодние праздники дети наряжаются в костюмы и маски разных животных и литературных героев. 

Гадания были преимущественно девичьим развлечением. «Кто станет суженым?» - вот главный предмет гаданий. Бросали за ворота башмачок, чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый — на это должен был указать носок обуви. Подбрасывали (пололи) снег и наблюдали, как он падает. Если ровно и звонко — быть девушке скоро замужем. 

Подслушивали свою судьбу под окнами чужого дома. Если разговор был весёлый, то жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж добрый и ласковый. 

Пытались угадать свою судьбу, наблюдая за тем, как курица клюёт зерно. Капали расплавленный воск в воду. По образовавшимся фигуркам судили о своём будущем. 

Одним из самых интересных считалось подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, пели песенки. После каждой песенки гадальщица наугад вытаскивала одно из колец. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу:

К богатству:

Рылся кочеток

На завалинке,

Вырыл кочеток

Жемчужинку.

Кому спели,

Тому добро!

К разлуке: 

Саночки,

Самокаточки,

Куда поглядят,

Туда и покатят.

А самым страшным было гадание с зеркалом и свечой.

В крещенскую или рождественскую ночь девушка садилась против зеркала и смотрела в него сквозь пламя свечи. В какой-то момент ей начинало мерещиться…

В отрывке из баллады В.А.Жуковского «Светлана» можно увидеть сразу несколько видов гаданий:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счётным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Рождественские святки не обходились без древней скоморошьей забавы — игр ряженых. Изготовление костюмов ряженых не требовало особой премудрости. Вывернутая мехом наружу шуба изображала медведя. Та же шуба с продетой в рукав кочергой представляла журавля. 

Особым успехом пользовались группы ряженых — лошадь с седоком или медведь с вожаком. Лошадь обычно изображали два парня, накрытых длинной попоной. Передний держал на вилах кобылью голову из соломы. На лошадь сажали мальчика, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по деревне. Ряженые веселили народ, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. 

Крещение

Славяне-язычники боготворили стихии, силы природы, которые могли принести и большую пользу, и немалый вред. В числе этих сил природы были огонь и вода. Вода поит землю-кормилицу, рядом с водой строили сёла и города. Христиане же почитают воду в память о величайшем событии — крещении Иисуса Христа в священной реке Иордан. 

Таким образом, к христианскому религиозному празднику наши предки приурочили свои языческие верования. Праздник назвали Водокрестием, он празднуется через две недели после Рождества. Люди верили, что во время крещенской ночи вода в реках, озёрах и других водоёмах приобретает чудесные свойства: она смывает с человека все грехи и болезни и побеждает нечистую силу. Несмотря на стоящие в это время лютые «крещенские» морозы, благочестивые и смелые люди до сих пор считают своей святой обязанностью окунуться в прорубь, которая называлась «иордань». «Иордань» в виде креста вырубали во льду, и священники освящали её. 

В крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили в морозную ночь кликать суженого, устраивали гадания. 

Народные праздники, в том числе и зимние, часто упоминаются или описываются во многих произведениях русской литературы. Русские писатели знали и любили народные традиции, были близки простому народу, хотя некоторые из них принадлежали к высшему дворянскому  сословию, например, В.А.Жуковский, А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой. Зимние народные праздники и забавы упоминаются в балладе Жуковского «Светлана», в ранних повестях Гоголя, романе Пушкина «Евгений Онегин», романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 

Чтобы сейчас создать праздничное настроение, достаточно украсить дом, собраться с друзьями и знакомыми и устроить чаепитие, повеселиться на украшенных улицах города или в парке, перечитать произведения классиков, посетить мюзикл, увидеть балет, и, почему бы и нет, погадать. Радостное настроение - вот, что необходимо для встречи Нового года! 

 

Использованы материалы книги «Русская народная словесность», Н.Е.Костанян

Комментарии

Для того что бы оставлять комментарии вам нужно авторизироваться или зарегестрироватся!